Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не яв­ляется стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции лич­ности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направ­лении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В тра­дициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к услови­ям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психи­ческойадаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макро­группам. С помощью понятия адаптации социализация рассматри­вается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее при­способления к культурным, психологическим и социологическим фак­торам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистиче­ской психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации лично­стью своих потенций и творческих способностей, как процесс пре­одоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазви­тию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как само­становящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт само­воспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются и отече­ственными социологами, психологами и педагогами. Хотя при­оритет чаще отдается первому (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик и др.). Наблюдения показывают, что названные подходы имеют мес­то и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспита­ния. Такая абсолютизация объясняется тем, что многими иссле­дователями и практиками не осознан двусторонний характер со­циализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, со­хранения своих социальных структур стремится сформировать со­циальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, эт­нические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведе­ния. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, лич­ность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в соци­альную среду, систему существующих социальных связей. Тен­денция социальной типизации личности и позволяет рассматри­вать социализацию как процесс адаптации и интеграции челове­ка в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдель­ным группам.



Однако в силу своей природной активности личность сохраня­ет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивиду­альности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Тен­денция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе кото­рого происходит не только актуализация усвоенной системы со­циальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.

С понятием саморазвития личности связывают процесс, кото­рый направлен на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Са­мореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой в изменяю­щихся социальных условиях.

Обе названные тенденции социальной типизации и автономи­зации личности, объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой – реализа­цию личностных потенций, задатков, способностей, воспроиз­водство духовности и субъектности.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересе­чении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазви­тие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни чело­века во взаимодействии с окружающей средой.



Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные соци­альные отношения, определенным образом влияя на свое окру­жение.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в тече­ние всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть
искажен или заторможен.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) соци­ализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

· дотрудовая, включающая весь период жизни человека до нача­ла трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяет­ся на два более или менее самостоятельных периода: ранняя со­циализация, охватывающая время от рождения ребенка до по­ступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

· трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако де­мографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

· послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с пре­кращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

Отмечая, что социализация – процесс непрерывный, для­щийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важ­ность для становления личности трудовой стадии, когда закла­дываются основные базисные ценности, формируются самосо­знание, ценностные ориентации и социальные установки лич­ности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и вы­полняет различные роли, которые называются социальными. Че­рез роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно полу­чить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социа­лизации свидетельствует способность человека входить в различ­ные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.


svedeniya-ob-algoritmah-i-programmah-rascheta-krepi-tonnelnih-virabotok.html
svedeniya-ob-investicionnih-proektahi-industrialnih-parkah.html
    PR.RU™