Сущность обучения, его структура. Движущие силы процесса обучения. Хар-р и особ-ти обуч-я в ДОУ

Исторически сложилось след.образом: долгое время наряду с термином «пед-ка» в том же знач-и использовался термин «Дид-ка». Впервые это терм.был введен нем.уч.РАтке, в этом же знач.использовал этот термин ЯАК. По мере разв-я пед.ниуки Д осн.вним-е уделяет вопросам образ-я и обуч-я и превращ. В теорию обуч-я. большой вклад в разв-е Д внесли Гербарт, Пестал., Дистервег, Дьюи, Уш-кий, Блонск., Занков, Данилов, Скатк., Лернер.

Дидактика – составная часть пед-ки, раскрыв.задачи и содержание обуч-я, описыв.процесс овладениями ЗУН, хар-я принципы, методы и формы организации обуч-я.

Обучение – спец.организов.целенаправл. и управл. процесс взаим-я пед-в и уч-ся, направл.на усвоение ЗУН, на формир-е мировоззрения, разв-я сил и потенц.возм-тей детей.

Осн.категориями Д явл.преподавание (деят-ть тех, кто образовывает), учение (деят-ть тех, кто образ-ся) а также образ-е и обуч-е (общение в проц.кот.происходит управляемое познание, усвоение общ-историч.опыта, воспроизведение и овладение той или иной деят-ю, кот.лежит в основе формир-я личности.

Особ-ть обуч-я: двусторонность, обусл.деят-ю пед-га и уч-ка.

Движ.силой проц.обуч.явл.противоречия. центральное: между возник.у уч-ся потребностями в усвоении недост, необх.знаний и опыта познават.деят-ти для решения новых уч.задач и реальными возм-ми удовлетвор.этих потр-тей. Это центр.противор.проявл-ся в частных противореч-х между оюыденно-житейскими познаниями и между получ.знаниями, а также между знанием и формир-м УН.

В процессе обуч-я многое зависит от активности обуч-х. пед-г создает для активности уч-ся необх.условия, напрвляет эту активн-ть, но все-таки процесс форм-я ЗУН и процесс личного разв-я происходит в рез-те его собств.деят-ти.

Процесс обуч-я – целенаправл.взаимод-е пед-га и уч-ся, в ходе кот.решаются задачи образ-я уч-ся. Процесс обуч-я – целостная система, целостность – важнейшее св-во проц.обуч-я, она обусловлена единством всех его составляющих компонентов: цель, уч.информация, ср-во пед.коммуникации пед-га и уч-ся, форма их деят-ти, способы пед.рук-ва.

Ф-ции процесс обуч-я: развив.(проц.обуч.направлен на усвоение З, разв-е обучаемого), образоват. (проч.обуч.направлен на формир-е ЗУН – У читать, владеть речью, формир.творч.деят-ти), воспитыв. (в проц.обуч.формир-ся система взглядов на мир, нравств.и эстет.представл.)

9.Содержание образования в современной дидактике. Понятие, сущность, основные факторы влияния на его развитие. Содержание образ-я в ДОУ. Образоват.стандарт программы



Дидактика – составная часть педа-ки, раскрывающая задачи и содержание обуч-я детей и взр; описывающая процесс овладения ЗУН; хар-щая принципы, методы и формы организации обуч-я.

Содержание образ-я (СО) – совок-ть систематизир-х ЗУН, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познават.сил и практич.подготовки, достигнутый в ре-те уч.-воспитат.работы.

Стр-ра СО: знания о природе, технике; опыт осущ-я известных способов деят-ти, кот.проявляется сознанием в изменениях и навыках личности; опыт творческой поисковой деят-ти по решению новых проблем, кот.возникают перед обществом, он требует самост.претворения ранее усвоенных ЗУ в новых ситуациях, формир-я новых способов деят-ти на основе уже известных; эмоц.-целостнное отношение к объектам или ср-вам деят-ти чел, его проявление в отношении к окр.миру, к др.людям. Все эти компоненты взамосвязаны: умение невозможно без знаний, а творч.деят-ть осущ-ся на определ.материале ЗУ.

Иссл-я в обл. СО в конце 18-нач.19 вв оформились в теории формального и матер.образ-я. Сторонники форм.образ-я (Пестал, Дистервег) видели в том, Что она развивала у детей спос-ти мышления, вообр., память и волю. Сторонки матер.образ-я утверждали, что гл.цель школы состоит в передаче уч-ся как можно > объема З из разн.обл.науки. на ребеже 19-20 вв в зап. Пед-ке получила распр-е Утилитарич.концепция (Дж.Дьюи) он выступал за прктич.направл-ть образ-я. в 70-80 г проблема стр-ры СО относится к числу самых сложных пед.проблем. по мнению СКаткина, Лернера, Краевского источником СО явл.опыт человеч-ва, закрепленный в матер.и дух.культуре. основой рассуждения Леднева стало положение о том, Что СО д.б.построено Т.О., Чтобы обеспечить разв-е всех сторон личности.

Источником формир-я СО явл.культ.и соц.опыт. в соц.опыте сущ-ют определ.источники, формир.СО. они определ.факторы отбора материала, принципы конструир-я и построения его в определ. Стр-ру. Сюда входят наука, пр-во матер.благ, дух.ценности, сфера деят-ти чел. СО отбирается с позиции его ценности и нужности для обеспеч-я активного участия реб. в жизни и для решения задач разв-я психич. св-тв и качеств детской личности. При формир-и СО учит-ся также требования индивид.-личностного разв-я реб, их спос-тей, дарований и интересов. Такой подход спос-ет углубл.познаванию и разв-ю профес.интересов, склонностей уч-ся.



Стандарт в шир.смысле – эталон, образец, модель, приним. за исходные при сопоставл.с ними др.подобных объектов.

Стандарт образ-я – система осн.параметров, принимаемых в кач-ве гос.нормы образов-ти, отраж.общ.идеал и учитыв.возм-ти реальной личности и системы обр-я по достижении этого идеала.

Прогр.восп-образ.работы в д/с создана на основе многочисл.исслед.в обл.дош.пед.и ψ (Тихеева, Усова, Ветлуги, Сакулина, Поддьяков, Саморук.) и разработ.на основе единого гос.стандарта по дош.образ-ю, в кот.раскрываются осн.стебования к выпускнику ДОУ = комплекс ЗУН в разных областях, необх\х для перех.на след.ступень образ-я. Прогр.обуч-я ддв учитывает 2 напр-я получ.ЗУ детьми: широкое общение реб со взр и сверстн, организов.уч.процесс. Специфика дошк.обуч.состоит в том, что эти напр-я тесно взаимод-т, поэтому в Программе выделены 2 категории ЗУ: ЗУ, кот.дети могет овладеть вне спец-но организов.обуч.в повседн.общении, в сам.деят-ти; ЗУ, подлежащие усвоению всеми дддв на занятиях: ЗУ о природе, о явлениях и объектах соц.жизни, живой и неж.прр., З из обл.матем., ИЗО, д.лит-ры, музыки, танца; У в реч.,познават, уч., Изодеят-ти, в констр-и, в двигат.кульутре.

10 Предмет, задачи, основные понятия педагогики как науки и методы исследования. Инфраструктура педагогической науки

Педагогика – наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом. П имеет свою историю, которая формировалась под влиянием потребностей общества. Она выполняет определенные ф-и в обществе, имеет объект и предмет познания. Изучает особую область соц.действит-ти – воспитание – оществ.явление. Предмет П – исследование сущности развития личности и на этой основе разработаны теории и методики восп-я и обуч-я. ТО, Предмет П. – пед.процесс как особый вид взаимодействия людей (зак-ти, принципы, формы и методы образ-я людей). П возникла в недрах философии. У др.греч.философов ожно найти мысли о воспитании. В начале 17в.она была выделена из философии Фр.Бэконом. одним из источников пед.науки явл.народные традиции. На развитие пед.науки оказывал влияние не только объективный, но и субъективный фактор. С др.времен люди поняли, что воспитание приносит выгоду тому, кто его направляет, поэтому вся офиц.пед.политика гос-ва направлена на то, чтобы система восп-я способствовала укреплению гос-ва и госп.класса. несмотря на интенсивное разв-е восп.теории, П до нач.17 в продожала отставаться частью филос., хотя и в наст.время философы продолжают разраб-ть проблемы восп-я, что говорит об исключит.важном общест. и научном значении этих проблем. Фр.Бэкон сделал попытку классифиц-ть науки и в кач-ве отд.отрасли пазвал П, под кот.понимал «рук-во чтением». Ему также принадлежит выражение «знание – сила». Статус П как самост.науки был закреплен трудами ЯАК. В «Вел.дид-ке» он разработал осн.вопросы теории и организации уч.работы с детьми. > вним-е он уделял нравств.восп-ю д., а в «Мат.школе» детально изложил свои взгляды на сем.восп-е. > вклад в разв-е русск.пед.мысли внем МВЛомон-в, Он создал уч. «Риторика», «Российск.грамматика». Заметный вклад оставил Новиков – создал ж.«Детское чтение для сердца и разума», также впервые в рос.пед.лит-ре объявил П наукой. Огр.вклад внесли КДУш-й, Пирогов, Лесгафт, Толстой и др. УШ-й – основатель научной П и народной школы в России, его идеи о народности в восп-и, о необх.обучать на родн.яз. сохраняют свое знач-е и сегодня. Сов.время – Крупская, Макаренко, Шацкий, Сух-й.Задачи П. Гл.задача – вести научные исследования в обл.восп.и обуч-я. Выделяют постоян. и временные. Пост.: Изучать зак-ти в обл.восп, обуч, управл. Рез-т – восп-ть, обуч-ть, развитость д; изучать и обощать опыт практич.пед.деят-ти; разраб-ть новые методы, ср-ва, формы, системы обуч.и восп.; прогнозир-ть систему образ-я; внедрять рез-ты исслед-я в практику, что сопровожд.борьбой м/д традиц.и инввовац (старым и новым). Врем.: разнообразнее и конкретнее – разработка стандартов пед.профессионализма, вявление фактов стресса в работе пед-га, анализ конфликтов.К числу осн.понятий П относят: разв-е человека, обуч-е, восп-е, формир-е личности.Разв-е чел. – процесс становления личности под влиянием внешн.и внутр, управл.и неуправл.соц. и прир.факторов; психич (разв-е интеллекта, воли, эмоций, спос-тей и хар-ра личности), физич. (разв-е организма, мышц, суставов) и общее разв-е личности (разв-ве психич., физич, нравств.и др.качеств личности).Образ-е – процесс и рез-т овладения системой научных З и познават.УН, вормир-я на их основе мировоззрения, нравств и др.качеств личности, разв-я ее творч.сил и спос-тей.Обуч-е – спе-но организов.целенапр.и управл.процесс взаим-я педагогов и уч-ся, направл.на усвоение ЗУН, на форм-е мировоззр, разв-я умств.сил и потенц.возм-тей обуч-х.Восп-е – процесс целенапр.влияния, целью кот.выступает накопление реб.необх\х для жизни в обществе соц.опыта и формир-я у него принимаемой обществом системы ценностей.Формир-е личности – процесс и рез-т ее разв-я под влиянием среды, насл-ти и восп-я. Для решения комплекса стоящих перед П задач использ. специфич.методы (пути достижения поставл.цели, способ решения задач): методы вос-я и обуч-я, с пом.кот.осущ-ся упраление пед.процессом, воплощаются в жизнь пед.цели; собственно исследоват.методы, с пом.кот.добываются сами пед.знания, позвол.выработать цели и ср-ва их передачи. Методы восп-я – спец-но организов.взаимод-е восп-ля и д с целью решения пед.задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение. Методы обуч-я – система последоват.взаимосвяз.действий пед-га и детей, обеспеч-х усвоение содержания образ-я. исследоват.методы – методы, с пом.кот.осущ-ся изуч-е и обобщение пед.практики, ведется самост.научное исследо-е: изуч. и анализ лит-ры, наблюдение, анкетир., экспер-т, консилиум, составл.хар-к, изуч-е пед.докум-ции, детских работ.

Инфрастр-ру П составляет комплекс условий, кот. обеспеч.функионир-е и разв-ве пед.науки. – это кадры, проводящ.исслед-я; фонды науки (эконом.условия) – здания, собств-ть на землю, транспорт, связь, технич.оборуд-е; сеть гаучно-технич.учр-й (центр РАО) – НИИ, лаборат., экспер.школы; управл.пед.наукой – осущ.президиумом академии, а также отделы управления наукой в МинОбраз; информац.обеспеч-е (важное условие) – библ.Ушинского; связь с межд.центрами, заруб.учеными = обмен опытом и информ; правов.условия – закон об образ.


sustavi-kisti-stroenie-forma-dvizheniya-v-nih-krovosnabzhenie-i-innervaciya.html
sustavnih-revmaticheskih-bolyah-a-verno-124.html
    PR.RU™