Сущность методики коллективной творческой деятельности

Перед непосредственным рассмотрением методики коллективной творческой деятельности необходимо изучить две ее составляющие: «коллектив» и «творчество».

По словарю Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова [14] «Коллектив (от лат. collectivus – собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа». Как мы видим, коллектив – это в первую очередь некое объединение людей. Такие объединения бывают разными – от родоплеменной группы в первобытную эпоху, до гильдий Средневековья и корпораций XXI века. Объединения бывают первичными – это те коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между их членами. Есть также вторичные – это более сложные по своему составу коллективы, состоящие из ряда первичных. Надо понимать, что коллективы образуются в любой среде – и детской в том числе. Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для всестороннего развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

Важность коллектива была замечена еще Я. А. Коменским [15]. Так, он в своей практике делил учащихся класса на «десятки», во главе каждой из которых ставил «десятника», выбранного из учеников. Тот обязался проверять присутствие своей «десятки» на уроках и контролировал выполнение школьниками домашнего задания. Также необходимость коллектива понимал и И. Г. Песталоцци [15], организовавший в своих учебных заведениях детское самоуправление. Таким образом, идеи, предложенные Я. А. Коменским [15] и И. Г. Песталоцци [15], прижились в педагогике и успешно применяются по сей день.

Среди отечественных педагогов идею применения коллектива продвигал С. Т. Шацкий [10], при создании своей колонии «Бодрая жизнь» реализовавший идеи «внутренней общности» (единство педагогов и детей), создания своей «Конституции» (создание детского самоуправления). Очень интересно, что основной идеей педагога была сама «бодрая жизнь». Она предполагала напряженную и интересную деятельность, подчиненную строгому режиму, наполненную разумным содержанием (трудом, игрой, искусством, спортом), что благотворно сказывается на физическом и нравственном развитии ребенка.



Огромный вклад в отечественное коллективное воспитание внес А. С. Макаренко [4]. Он считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называет «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива – «один за всех, все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» – прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов коллектива А. С. Макаренко [4] считает «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. Если у коллектива не будет цели, начнется упадок, который в итоге приведет к деградации членов группы.

Таким образом, неизменный поиск целей и проработка задач позволяют коллективу не просто существовать, а развиваться и добиваться наилучших результатов в избранной им деятельности.

Теперь перейдем к творчеству.

По философскому энциклопедическому словарю Л. Ф. Ильичёва [6] «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее». Чтобы понять, почему так важна творческая составляющая, мы обратились к статье Л. И. Иванкиной [5]. Так автор утверждает, что современное состояние образования знаменует собой переход от школы памяти и воспроизводства знаний к школе понимания и генерации идей, где нет навязывания точек зрения, а есть творческий процесс. Следовательно, подобная система позволяет научить человека самостоятельному мышлению, способности находить решение проблем, что, по мнению автора, выступает началом процесса не обучения, а образования человека.



Таким образом, творческий процесс является более действенным средством в обучении человека, так как способствует развитию самостоятельного мышления.

Научное осмысление и обоснование методики коллективной творческой деятельности произошло в 1963 году коллективом педагогов и студентов, во главе которого стоял ленинградский ученый И. П. Иванов [9]. Однако это явилось естественным результатом напряженной предварительной работы. Еще в 1956 году был организован Союз энтузиастов, руководство в котором позволило И. П. Иванову [9] начать создавать новую педагогическую методику. Если говорить о работе Союза энтузиастов, то следует упомянуть, что именно там сформировался способ организации коллективной деятельности, предполагавший простой алгоритм (который представлен ниже), доступный пониманию и воспроизводству каждым ребёнком.

Следует указать, что методика приобрела огромную популярность в СССР и по–прежнему активно используется вожатыми и учителями.

Теперь перейдем от истории непосредственно к сущности методики коллективной творческой деятельности.

Коллективная творческая деятельность направлена в первую очередь на служение людям, Родине, заботу о себе, близких и далеких людях. Коллективное творческое дело – это совокупность разнообразных приемов и действий, выстроенных в определенной последовательности. Методика коллективной творческой деятельности предусматривает создание свободных групп, сотрудничество и сотворчество, коллективную работу, игровую деятельность и саморазвитие личности [3].

Единицей методики коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело. Суть каждого дела – это забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающей среде.

Дело является творческим и коллективным, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важных задач, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое, потому что не может твориться по шаблону, всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности.

Важнейшими функциями КТД являются социокультурная, коммуникативная и развлекательная.

Социокультурная функция предполагает усвоение воспитанниками богатства культуры и моделей поведения, позволяющих человеку успешно функционировать в качестве члена какого–либо коллектива.

Коммуникативная функция предполагает, что во время проведения Дела воспитанник задействует все свои социальные связи с группой для достижения наилучшего результата. Очень важен происходящий при этом обмен информацией, способствующий повышению уровня эрудированности воспитанника, а также корректирующий его морально–нравственные установки.

Развлекательная функция – это основная функция КТД. Развлекая воспитанников, можно удовлетворить стремление индивида к каким–либо потребностям, опосредованно приобретенным индивидуальным опытом, организовать проведение веселого, приятного времени, пробудить интерес к чему–либо, завладеть чувствами, мыслями, вывести индивида на занятия, которые способны захватить его целиком [18].

КТД отличаются друг от друга по характеру поставленной задачи, которая выступает на первый план:

1. Трудовая;

2. Общественно – политическая;

3. Познавательная;

4. Художественно – эстетическая;

5. Спортивно – оздоровительная;

6. Организаторская.

Но в каждом КТД решается множество педагогических забот, происходит развитие коллективистических, демократических основ жизни, самостоятельности, самоуправления, активного отношения к людям и к окружающему миру. КТД позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

КТД по И. П. Иванову – это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны в готовом виде.

Виды КТД:

• Трудовые («Трудовой десант»);

• Познавательные (пресс–конференции, турниры–викторины);

• Художественные (театральные постановки, выставки);

• Спортивные (соревнования);

• Общественные праздники.

Алгоритм создания и реализации КТД:

1. Выбирается какое–либо дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучший проект;

2. На общем сборе заслушиваются лучшие предложения по проекту, несколько из них отбираются для осуществления;

3. Разрабатывается вариант проведения КТД, распределяются поручения, осуществляется руководство выполнением задуманного;

4. Проведенное дело обсуждается на общем сборе, анализируется. Обсуждаются три основных вопроса:

a. Что удалось, что было хорошо и почему?

b. Что не получилось и почему?

c. Что предлагаем на будущее?

5. Коллектив намечает программу дальнейших действий [7, 8].


Схематично ход КТД в деятельности детских объединениях можно представить следующим образом:

Рис. 1. Этапы проведения КТД

Таким образом, методика коллективной творческой деятельности, предложенная И. П. Ивановым, позволяет воспитанникам самостоятельно решать спектр трудовых, общественно–политических, познавательных, художественно–эстетических, спортивно–оздоровительных и организаторских задач, необходимых для успешного личностного и коллективного роста. Не маловажен тот факт, что методика коллективной творческой деятельности предполагает именно коллективную работу с вытекающим обсуждением поставленного вопроса и творческим процессом по реализации возникшей идеи. Обсуждение имеет положительное воздействие, так как позволяет учащимся научиться аргументировать свое мнение, продвигать его среди сверстников, а также развивает умение прислушиваться к мыслям других людей. Творческий процесс же развивает эстетическое восприятие мира, способствует обогащению личного художественного опыта каждого воспитанника и подталкивает учащихся к сплочению их коллектива.



sushnost-upravlencheskogo-resheniya-opredelenie-ponyatie-upravlencheskoe-reshenie.html
sushnost-upravleniya-menedzhmenta.html
    PR.RU™