Сущность маркетинга в туризме.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Колледж (на правах факультета НПО)

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

(по профилю специальности - туризм)

. ООО «Лента-Тур» .

(название организации)

Студентки 3 курса, группы 211232 специальность 43.02.10 Туризм

. Мартыновой Юлии Васильевны .

(Ф.И.О. студента)

Руководитель преподаватель колледжа К.С. Табуреткин ________________

(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (подпись)

Руководитель от предприятия_____________________ _________________

(должность) (подпись)

М.П.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Введение

Маркетинговая стратегия предприятия сферы туризма: теоретический аспект.

Характеристика ООО «Лента-Тур» как субъекта рынка туризма

Маркетинговая стратегия ООО «Лента-Тур» и особенности её реализации

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Колледж (на правах факультета НПО)

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

(по профилю специальности - туризм)

. ООО «Лента-Тур» .

(название организации)

Студентки 3 курса, группы 211232 специальность 43.02.10 Туризм

. Мартыновой Юлии Васильевны .

(Ф.И.О. студента)

Руководитель преподаватель колледжа К.С. Табуреткин ________________

(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (подпись)

Руководитель от предприятия_____________________ _________________

(должность) (подпись)

М.П.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Введение

Маркетинговая стратегия предприятия сферы туризма: теоретический аспект.

Сущность маркетинга в туризме.

Туризм по своим основным характеристикам особо не отличается от других форм какой-либо хозяйственной деятельности. В связи с этим все существенные положения современного маркетинга в полной мере могут применяться и в туризме. В то же время у туризма своя специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место как торговля услугами, так и товарами, причём доля услуг составляет в туризме -75%, а доля товаров – 25%. Также потребление туристских услуг и товаров на месте их производства, имеет особый характер и ситуацию.



В традиционном производстве, имеющем конкретный результат труда (товар в материально-вещественной форме), понятие маркетинга имеет более конкретное содержание, т.к. имеется конкретный результат труда, товар материален. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. Туристский продукт — комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристского путешествия.[1] Туристский продукт состоит из трёх элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары. Тур — первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое. В составе туристского продукта 4 компонента: питание, транспорт, размещение, досуг. К туристским услугам относятся: гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие услуги. Основным туристским продуктом является туристический пакет. Туристический пакет - это комплекс услуг во время путешествия по индивидуальным или групповым вариантом, который предлагается для широкой продажи для потребителей, к которому, кроме транспорта, входят услуги размещения, услуги гида, питание и другие виды обслуживания и т.д.[2]

Туристскому продукту присущи свои отличительные особенности.

1. Спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, также может зависеть от экономических, политических и социальных условий.

2. Полная зависимость от сезонности, вследствие чего в туризме чётко выделены сезонные туристские зоны.

3. Предложение туристских услуг отличается негибким производством. Они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут перемещаться в конце сезона в другой регион.



4. Туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет свои методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.[3]

Чтобы достигнуть высокого качества туристских услуг, нужно учитывать даже незначительные недостатки, поскольку самообслуживание туристов состоит из этих самых мелочей и мелких деталей.

Прежде всего, туристский продукт должен быть хорошим приобретением. Маркетинг в туризме в этой связи представляет собой последовательность действий туристских предприятий, направленных на усовершенствование в сфере продаж и услуг. Маркетинг в туризме – это система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, пользующимися спросом на рынке, и которые туристское предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты. Маркетинг – это не только реклама и продажа услуг, это система, в которой объединяются все функции и действия в соответствии с концепцией.

Рынок постоянно находится в движении, в зависимости от экономических и социальных условий страны. Спрос может как подниматься, так и падать, постоянно меняется наличие конкурентов. В связи с этим маркетинг не заканчивается на одном действии, нельзя думать о нем как об однообразном процессе, идет ли речь о дате внедрения нового туристского продукта или введении новой цены. Туристское предприятие должно непрерывно развивать маркетинговую стратегию, это позволит развивать и улучшать качество обслуживания, спрос и увеличить количество продаж. Маркетинг должен быть деятельностью предвидения, он включает прогнозирование или, по крайней мере, формирование правильного взгляда на то, что в большей мере может понадобиться потребителю. Он также дает возможность оценить, что может заставить тех, кто не является клиентами фирмы, обратиться к услугам, предлагаемым ею.

Маркетинг состоит из ряда действий, которые осуществляются в определенной последовательности. Одним из этих действий, является маркетинговое исследование. Маркетинговые исследования – это широкий комплекс разнообразных исследований, необходимых для выработки оптимальных стратегий и проведения эффективной оперативной маркетинговой деятельности.

Желания и потребности клиентов постоянно меняются, что может быть связано с такими факторами, как мода, экономическое состояние страны, погодные условия, состояние здоровья и т.д. Последнее время очень динамично развивается деловой туризм. В настоящее время на деловой туризм приходится больше половины выручки от продаж гостиничных номеров. Любая туристическая фирма постоянно должна следить за всеми изменениями, происходящими на рынке туристских услуг.

Маркетинговые исследования нужны для успешной работы любой фирмы, они подразумевают такие вопросы, как: Кто пользуется услугами фирмы? Зачем? Почему? Всё это нужно для того, чтобы увеличить количество палажительных сторон компании и уменьшить недостатки, это повысит качество услуг и увеличит число клиентов.

Маркетинговыми исследованиями занимаются в основном крупные фирмы, которые могут позволить себе содержать специальный отдел. В таком отделе может работать от одного до нескольких десятков сотрудников. Среди сотрудников отдела – разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по моделированию. Мелкие фирмы могут обращаться с просьбой спланировать или провести такое исследование в специальную организацию или кооперироваться для их проведения.[4]

Маркетинговое исследование представляет собой процесс, состоящий из нескольких этапов.

К этим этапам относятся:

- чёткое определение проблемы и постановка целей исследования;

- разработка плана сбора информации (наблюдение, опрос, анкеты, телефон, интернет);

- анализ собранной информации;

- представление основных результатов, которые дадут возможность принять правильное решение;

- анализ, использованного исследования впоследствии.

Все эти этапы между собой взаимосвязаны.

Безусловно, маркетинговые исследования являются крайне необходимыми. Кроме того, они требуют комплексного и детального подхода, но средства и силы, затраченные на проведение маркетингового исследования, при условии тщательной разработки и соблюдении всех необходимых правил, сполна окупаются и во многом предопределяют успешную работу фирмы.

Действуя в сложных условиях рынка, любое туристское предприятие должно всегда понимать, как и кого обслуживать. Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из потребителей, имеющих каждый свои потребности, желания и вкусы, приобретающих туристские услуги, исходя из своих мотиваций. Поэтому потребители в маркетинговой деятельности делятся на разные категории, например: пенсионеры, молодые пары и т.д.

Для успешности маркетинговой деятельности необходимо учитывать предпочтения каждой категории потребителей.

Именно это составляет основу сегментации рынка. Сегментация рынка — процесс разбивки потребителей или потенциальных потребителей на рынке на различные группы (или сегменты), в рамках которых потребители имеют схожие или аналогичные запросы, удовлетворяемые определенным комплексом маркетинга. Критически важный аспект маркетинга, предназначенный для превращения различий между товарами в стоимостные различия, которые могут быть сохранены на протяжении всего жизненного цикла продукта.[5] С помощью сегментации из общего числа потребителей выбираются определенные типы, называемые рыночными сегментами, предъявляющие однородные требования к туристскому продукту.

Сегментация туристского рынка определяется как деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с количественными и качественными особенностями их спроса. Предприятие делит рынок на отдельные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться одинаковые виды услуг. Тем самым достигается повышение эффективности применяемых форм и методов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.

Таким образом, сегментация представляет собой приём для нахождения частей рынка и определения потребителей, на которые ориентируется маркетинговая деятельность туристского предприятия. А также, сегментация – это управленческий подход к процессу принятия рыночных решений туристского маркетинга.

Туристский рынок делится на три основных сегмента:

- молодёжный туризм;

- туризм среднего возраста;

- туризм третьего возраста.

Каждому сегменту соответствует разное предложение туристского продукта.

Молодёжный туризм (до 30 лет) подразумевает более экономичные путешествие, с меньшим комфортом средств размещения и транспорта. Для этого сегмента характерна высокая туристская активность, благодаря стремлению молодёжи к общению, весёлому времяпрепровождению (клубы, бары, конкурсы и т.д.) и наличия свободного времени.

Туризм среднего возраста (30 – 50 лет) чаще всего подразумевает семейный туризм. В связи с этим необходимо предусматривать комплексные курорты, включающие: детские площадки, детские бассейны, экскурсионные программы. Такой сегмент наиболее активный клиент туристского рынка.

Туризм третьего возраста (старше 50 лет) требует не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, медицинского страхования, наличия в ресторанах диетического питания, размещения в комфортных номерах, находящихся в бесшумных местах. Особенностью третьего сегмента, является отсутствие сезонности, так как люди преклонного возраста не ограничены рамками отпускного периода, более того, они стараются выбирать менее жаркий, «бархатный сезон» с наиболее мягким климатом.

Сегментация рынка также осуществляется по уровню доходов потребителей, так как основной спрос расширяется за счёт лиц со средним и более низким уровнем доходов, как потребность в отдыхе и сменой обстановки. Но также не исключается спрос на туристские услуги у лиц с высоким уровнем доходов.

Предложение туристского продукта для этих двух сегментов туристского рынка должно быть различным, так как первых интересуют групповые поездки, позволяющие получить максимальную скидку, то вторые предпочитают индивидуальные путешествия.

Сегментация рынка выявляет такие различия, как непосредственно цели поездок. Они могут быть различными, в зависимости от потребностей, желаний потребителей. Для распознавания этих целей туризм делиться на несколько видов, что позволяет клиенту выбрать именно своё путешествие и экономит время предприятия на ознакомление клиента с услугами.

Наиболее известные виды туризма:

- маршрутно-познавательный;

- спортивно-оздоровительный;

- деловой и конгресс-туризм;

- курортный, лечебный;

- фестивальный;

- охотничий;

- экологический;

- шоп-туризм;

- религиозный;

- учебный;

- этнический и др.[6]

Таким образом, осуществляя сегментацию, туристские фирмы выявляют группы клиентов, объединенные по тем или иным признакам. Каждому из рыночных сегментов должно соответствовать специфическое туристское предложение. Такой подход позволяет не только удовлетворить имеющийся спрос, но и формировать его.

Анализ туристского рынка требует проведения маркетинговых исследований по ряду направлений:

- анализ маркетинговой среды;

- изучение мирового туристского рынка;

- исследование национального туристского продукта;

- исследование конкурентов;

- исследование потребителей.

На основе проведенных исследований государство формирует цели маркетинговой политики в туризме и стратегии, которые служат реализации конкретных целей. В маркетинге туризма на национальном уровне следует выделить следующие стратегии:[7]

- стратегия национального туристского продукта;

- ценовая стратегия;

- сбытовая стратегия;

- стратегия коммуникации.

Стратегия национального туристского продукта должна строиться на туристских ресурсах, возможностей увеличения производства национального туристского продукта, она охватывает мероприятия, направленные на создание условий для повышения эффективности создания национального туристского продукта, рационального использования туристских ресурсов, упрощения пограничных, таможенных и визовых формальностей, обеспечения свободы и безопасности перемещения по стране.

Ценовая стратегия проявляется в тарифной стратегии государства. Здесь речь идет о влиянии государства на формирование конечной цены на тот или иной туристский продукт. Эта стратегия формирует установление тарифов на транспортировки национальными перевозчиками, на визовые сборы, регулирование гостиничных тарифов и т.п.

Стратегия коммуникации направлена на создание коммуникационной политики продвижения национального туристского продукта. Задача государства в этой области решается путем разработки государственной рекламной политики, проведения рекламных кампаний, осуществления внешней пропаганды туристских возможностей государства, мероприятий по стимулированию сбыта национального туристского продукта. Особую роль в стратегии коммуникации призваны играть специальные туристские организации, имеющие, как правило, представительства за рубежом, их основная роль – решение задач реализации стратегии коммуникаций за рубежом.

Сбытовая стратегия государства определяет структуру и механизм наиболее оптимального доведения национального туристского продукта до конечного потребителя.

Общая стратегия туристского маркетинга выражается в разработке и осуществлении государственной туристской политики, находящей свое отражение и подкрепление в принятии соответствующего законодательства и государственных долгосрочных программ и планов.

Прежде всего, основная цель общей маркетинговой стратегии – привлечение туристов в данный регион или туристский центр.



sushnost-struktura-i-dvizhushie-sipi-obucheniya.html
sushnost-struktura-i-istochniki-finansirovaniya-oborotnogo-kapitala.html
    PR.RU™