Сущность критического мышления

Проблема формирования критического мышления студентов на сегодня является актуальной и острой. В начале XXI века, в эпоху развития компьютерных и телекоммуникационных технологий, интернета, возможность получения информации для учащегося становится все более простой задачей. Вместе с тем, в современной педагогике высшей школы муссируется мнение о том, что традиционные методы обучения, монологические лекции, опросы и тестирование не способствуют формированию критического мышления, и, как итог, компетентного специалиста. Если в традиционной парадигме вопрос о развитии личности чаще всего решается на уровне интеллектуального роста, то личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на становлении личностно-смысловой сферы студентов, характерным признаком которой является их отношение к постигаемой действительности, осознание ее ценности, поиск причин и смысла, происходящего вокруг – иначе говоря, умение рефлексировать – критически мыслить. В научных, вузовских кругах активно обсуждается возможность внедрения интегрированного обучения в практику высшего образования, в частности медицинского именно как действенного инструмента формирования критически мыслящего студента-медика[3].

Определим основополагающие элементы критического стиля мышления студента вуза: способность уверенно ориентироваться в излагаемом материале и оценивать степень достоверности предлагаемой учебной информации, соотнося ее с тем, что известно; открытость по отношению к нестандартным способам решения как известных, так и новых задач, стремление к познанию нового; готовность к конструктивному диалогу с преподавателем и партнерами, умение отстаивать собственную точку зрения, а при необходимости реализовывать различные варианты ее пересмотра в случае приведения оппонентом неопровержимых контрдоводов; нацеленность на самодиагностику уровня сформированности различных умений и качеств на основе сравнения собственных результатов с за данными эталонами; рефлексия всех пунктов своего учебного маршрута в контексте подготовки к будущей профессиональной деятельности, их конкретного назначения, той или иной последовательности; артикулированное выражение и отстаивание той или иной философско-мировоззренческой позиции.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.



Критическое мышление –это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление –это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Таким образом, по мнению отечественных исследователей, критическое мышление – это способность мыслить ясно и рационально. Также данный вид мышления включает в себя способность участвовать в групповой рефлексивной работе и при этом сохранять независимость мышления. Итак, критическое мышление включает в себя: понять логические связи между различными идеями; определить, построить и оценить аргументы; обнаружить несоответствия и ошибки в общих рассуждениях; решать проблемы на основе знания научных фактов; определить актуальность и важность идей, отсеивать незначимые и второстепенные; отражают на оправдание своих собственных убеждений и ценностей. Критическое мышление предполагает не простое накопление наукообразной информации. Студент с хорошей памятью, обладающий солидным багажом знаний, не обязательно хорошо мыслит в нестандартных профессиональных ситуациях.

С психологической точки зрения в критичности мышления необходимо выделять умение оценивать, результаты мыслительной деятельности (М. И. Еникеев, С. И. Векслер, С. Л. Рубинштейн), работу мысли (Б. М.Теплов), а также «умение не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать то ценное, что в них имеется, и те ошибки, которые допущены в них» (А. А. Смирнов, Н. А. Менчинская). Д. Торранс выделил в структуре творческой деятельности «чувствительность к проблеме» как проявление критичности. Критичность ума и самостоятельность определены А. А. Смирновым в качестве необходимых предпосылок для творческой деятельности. Поэтому развитие критичности мышления студентов в учебном процессе психологи связывают с развитием их творческого мышления путем включения их в частично-поисковую, исследовательскую деятельность. Б. И. Беспалов умение подвергать сомнению суждения, доказывать и опровергать их», выделяя критичность мышления в один из основных признаков научности мышления.



Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление – таким образом - по сути - некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это – скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:» Вызов- осмысление - размышление". Рассмотрим эти стадии подробно.

На этапе вызоваиз памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого тьютора имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.

На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов тьютор помогает обучающимся самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Составление таблиц

Студентам может быть предложен и такой способ структурирования текста – как оформление его в таблицу. Любая таблица – представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Многообразие дидактических упражнений, построенных на табличном методе столько велико, что мы приведем здесь только несколько:

- заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;

- описание логики построения таблицы;

- построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.

Приведем еще несколько видов интересных упражнений, связанных с созданием таблиц.

Упражнение «Двойной дневник» дают возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Оформление "Двойного дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?

Таск-анализ. ТАСК - (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять обучающимся. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в специально сконструированную таблицу. Здесь мы снова встречаемся с культурой вычленения тезисов и антетезисов того или иного текста.

ВОПРОС ОТВЕТ
1. Какая тема обсуждается?
2. Каково основное утверждение по теме?
3. Сформулируйте контрутверждение: что скорее всего выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения?
4. Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках.
5. Содержит ли этот текст непонятные, сложные или "перегруженные" слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.
6. Проведите оценку защиты утверждения и контрутвсрждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.
7. Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.
8. Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то, что ... (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), ... ( основное утверждение), поскольку ...(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).
9. Является ли полный тезис спорным, но в тоже время, приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?
10. В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК.

Таким образом, предлагаемый метод - заставляет учеников относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, это помогает им устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств. Сотрудничество достигается, когда читатель начинает предлагать идеи, дополняющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный автором. Кроме того, ТАСК поощряет читателя установить доброжелательную, но критическую связь с ценностями и убеждениями автора. Использование ТАСК значительно улучшает способность учеников читать и оценивать прочитанное. Это наиболее очевидно проявляется при подготовке к групповой дискуссии в ходе выявления слабых места в собственных доказательствах, таких, к примеру, как несоответствие материала, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты. Также улучшается их умение составлять доказательства.

Работа с текстом

В случае, когда обучающиеся получают в индивидуальный доступ учебные книги, в которых может идти вся необходимая работа, процедура конспектирования может быть заменена графической разметкой текста. К формам такой разметки относятся: подчеркивания, выделение цветом, маркировка специальными значками и т.д. Мастерами работы с текстовой информацией даже изобретены две методики, получившие устойчивые названия и толкование.

Если вы изучаете анатомию, вам придется учить длинные перечни названий нервов, костей и прочих органов. Химики должны знать на память сложнейшие формулы. Я не буду доверять своему хирургу, если увижу, что он держит у себя на операционном столе список частей человеческого тела (хотя, быть может, это и неплохая идея). Можно привести множество примеров из реальной жизни, когда нам требуется выучить длинные списки и сделать это как можно точнее. Можно воспользоваться и одними образами (без ключевых слов). Они особенно удобны, когда вам нужно запомнить фамилии и лица.

Чтобы облегчить себе задачу запоминания чего-то, можно воспользоваться также и рифмами. Например, найдется немного людей, которые бы не слышали такую рифмованную строчку: «Тридцать дней у сентября, у апреля, ноября...»

А сейчас ответьте быстро на вопрос: «Какая буква идет за Н?» Многим людям надо продекламировать часть алфавита (л, м, н, о, п), чтобы ответить на этот вопрос. И рифма, и ритмика стиха не позволяют нам забыть важные вещи.

Рифмы помогают, когда нам важно запомнить порядок расположения, поскольку ошибки в расположении по порядку обычно нарушают рифму. Обратите внимание, что в примере со стишком, который был приведен мною в предыдущем подразделе, использовались и ключевые слова, и образы, и рифмы (один — это блин и т. д.). Такой метод особенно хорош, поскольку мы прибегаем в этом случае к помощи сразу нескольких мнемонических приемов, препятствующих забыванию.

Метод привязки к месту

Перед тем как я объясню принцип работы этого мнемонического приема, я бы хотела, чтобы вы запомнили список предметов, которые мне приходилось покупать в годы моей учебы. Прочитайте его не торопясь один раз, а затем проверьте, сколько позиций вам удалось запомнить.

Карандаши

Линейка

Записная книжка

Шариковые ручки

Компас

Рулетка

Бумага

Ножницы

Точилка

Стержни

Блокнот

Клей

Так сколько же позиций вы сумели вспомнить?

Можно облегчить себе задачу запоминания этого перечня с помощью метода привязки к месту. Вспомните любой знакомый вам маршрут, например, из дома к школе. Теперь представьте себе каждую из позиций этого перечня находящейся в каком-то месте этого маршрута. Карандаши, будучи очень длинными, могут стать забором, огораживающим лужайку перед вашим домом, линейка может расположиться внутри вашего автомобиля, записная книжка может превратиться в знак «Стоп» на перекрестке и т. д. Попробуйте проделать подобное с только что представленным перечнем. Стоит вам создать серию образов, и вы сможете вспомнить каждую позицию, мысленно «проходя» по своему маршруту и обращая внимание на предметы, которые вы расположили на этом пути.

Системы действий преподавателя и студентов

Этапы Действия преподавателя Действия студентов
Этап «Вызов» (актуализация субъектного опыта) 1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете. 2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте. 3. В тетради нарисуйте таблицу («маркировочную таблицу») с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу. 4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте. 5. Обменяйтесь своими мнениями в паре. 6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?). Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». 1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как его себе представляет. 2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом. 3. Рисуют маркировочную таблицу. 4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте. 5. Обмениваются друг с другом своими знаниями. 6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы.
Этап «Осмысление» 1. Предлагает студентам классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям. 2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией). 1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений. 2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.
Этап «Чтение с пометками» 1. Предлагает каждому студенту текст. 2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут). Пометки: «V» - «знаю»; «-» – «противоречит моим первоначальным представлениям»; «?» – «хочу узнать»; «+» – «это для меня новое». 3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое». 4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися третью колонку таблицы «Узнал новое». 5. Предлагает студентам обсудить данные, записанные ими самостоятельно во вторую колонку таблицы «Хочу узнать». Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске. 6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?», «У кого есть энциклопедии?» и др. 1. Получают распечатку текста. 2. Читают тест и на полях делают предложенные учителем пометки. 3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками. 4. Участвуют в обсуждении. 5. Участвуют в обсуждении. 6. Отвечают на вопросы преподавателя. Предлагают свои варианты.
Этап «Рефлексия» 1. Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся. 1. Проводят рефлексию.

Методики формирования критического мышления Кластеры. Таблица «Инсерт». Прием «Общее-уникальное». Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?». Стратегия «Фишбон». «Бортовой журнал». Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:: «Инсерт». Дневники: двухчастный и трехчастный. Чтение с остановками. Стратегия «Идеал». Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «ПМИ» или «ПМ?». Таблица «сравнение источников». Умение формулировать и решать проблемы: Стратегия «Фишбон». Стратегия «Идеал». Умение работать с понятиями: Прием «Выглядит как... Звучит как ...» Синквейн. «Концептуальное колесо». Денотатный граф. Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного: Синквейн. Кластеры. Эссе и другие приемы рефлексивного письма. Прием «Общее-уникальное». Сводная таблица. Двухрядный круглый стол. Умения в области само- и взаимооценки: Лист взаимооценки. Парная письменная взаимооценка. Градация. Совокупная оценка. Умение планировать собственную учебную деятельность: Таблица «Верные-неверные утверждения». Вопросы «Верите ли Вы?». Кластеры. Портфолио. Коммуникативные умения: Приемы парной и групповой работы: Зигзаг, Таблицы: концептуальная, сводная, стратегии решения проблем.

Чтение с пометками (INSERT) — метод, применяемый при самостоятельном прочтении материала. Учащимся предлагается набор условных обозначений, которыми они должны отметить ключевые моменты текста: новая информация; знакомая информация; данные, с которыми ученик не согласен; моменты, вызывающие вопросы. Этот этап осуществляется на смысловой стадии обучения. На стадии рефлексии пометки объединяются в таблицу, заполняемую тезисами из прочитанного материала. Таблица служит предметом обсуждения с соучениками и преподавателем. Чтение с пометками позволяет, в частности, лучше запоминать сведения из учебника по истории и вписывать их в уже приобретенные знания. «Рыбий скелет» (Fishbone) — прием систематизации данных, при котором в качестве головы рыбы записывается ключевой объект обучения; «костями» выступают основные тезисы (причины и следствия, свойства и признаки), а «хвост» — обобщающие выводы. Этот метод особенно хорош в изучении математики. В занятиях по истории таким образом можно формировать целостный образ того или иного события. Дидактический синквейн — своего рода пятистишие, состоящее из:
  • 1-я строка: одно слово, тема, предмет обучения;
  • 2-я строка: два слова, описывающие свойства предмета;
  • 3-я строка: три слова о действиях предмета;
  • 4-я строка: четыре слова об отношении ученика к предмету;
  • 5-я строка: одно слово, резюмирующее суть предмета.
Этот прием учит вычленять главные тезисы, делать самостоятельные выводы, формулировать мысли и составлять свою точку зрения. Метод синквейна может применяться в обучении на стадии рефлексии вместе с методом кластеров, в частности, на занятиях историей. http://www.slideboom.com/presentations/292996/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%22%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%22 «Верю- не верю» Из других методов стоит упомянуть концептуальную таблицу, полезную на лекции и семинаре данные систематизируются в виде матрицы. На уроках и истории, и математики в фазе вызова может быть применена игра «верю-не верю», в ходе которой преподаватель выдвигает тезисы, а ученики оценивают их истинность. Затем, на стадии рефлексии, ответы корректируются. По итогам занятий преподаватель составляет рефлексивный отчет по применению стратегии ТРКМ. В этом отчете должны быть отражены методики, реакция учащихся и результаты упражнений.

Ромашка Блума.

Метод первых буквнаходит, вероятно, наиболее широкое применение при подготовке к тестам и экзаменам. Он состоит в следующем. Нужно взять первую букву каждого термина, который вам предстоит выучить, добавить, если необходимо, гласные и согласные и составить слово. Когда вам необходимо вспомнить список, вы вспоминаете образованное вами слово, а затем используете каждую букву в качестве подсказки, помогающей вам восстановить в памяти каждую позицию перечня. Многие из американских учащихся запоминали названия Великих озер с помощью слова HOMES (Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри, Верхнее; англ. Huron, Ontario, Michigan, Erie, Superior). Стоит один раз запомнить это слово, и оно отложится у вас в памяти навсегда.

Карта мышления как технология формирования критического мышления — это графическое выражение процессов многомерного мышления. Это визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала студента. Метод карт мышления применим в любой сфере нашей жизни, где бы не требовалось развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Карта мышления имеет четыре базовые отличительные черты:

Качество и эффективность интеллект-карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, символов и аббревиатур, а также посредством придания карте трехмерной глубины, что позволяет повысить занимательность, привлекательность, оригинальности и эффективность карты мышления. А это позволяет увеличить наши творческие способности при создании и дальнейшем использовании карт, генерировании идей, и улучшает запоминание содержащейся в карте информации.

Карта мышления помогают нам понять разницу между способностью к хранению объема информации, которая может быть запечатлена в памяти (что отмечается в первую очередь при использовании карт) и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает ее усвоение и понимание. И чем больше информации Вы усваиваете таким способом, тем сильнее становится Ваша память и интеллект.

Карта мышления представляет собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет), сквозь латеральное (двухмерное) мышление вперед к многомерному, неограниченному мышлению.

Интеллект-карты — это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме. Цели создания карт могут быть самыми различными: прояснение для себя какого-то вопроса, сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала, передача знаний ученикам или коллегам и еще множество других. Однако, для того, чтобы хорошо разобраться с тем, как интеллект-карты создаются и используются, лучше всего начать с применения их для зрительного представления процесса мышления.

Использование карт мышления

Карты мышления можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций, в которых необходимо изучать и анализировать, учиться и думать.

Для индивидуального планирования, при подготовке списков, проектов, переговоров, построении организации и при самоорганизации, для изучения и решения проблем.

В обучении: для запоминания, ведения записей и лекций, написания сочинений, курсовых и дипломов, при выступлениях, для размышлений и концентрации, на экзаменах.

В профессиональной деятельности: для планирования, ведения переговоров, написания сообщений, при обучении, интервьюировании, аттестации и при мозговых штурмах.

Все эти способы использования карт мышления позволяют сэкономить время, повысить эффективность мышления и ясность ума, увеличить сконцентрированность на делах и получить от этого удовольствие.

Карты мышления делают обучение, работу и мышление приятными!

Использование Выгоды
Обучение Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольшая выгода получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам).
Обзоры и резюмирование Возможность быстрого составления емких и эффективных записей. Удобное использование записей в последующем. Понимание связей и взаимодействий в записи. Информация записывается в более понятной форме, что позволяет легче разобраться в ситуации.
Концентрация Фокусирование на задаче для наилучшего результата. Использование всех ваших способностей для привлечения внимания. Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения и результативность при этом значительно увеличивается. Вам также не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания.
Запоминание Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за "крючок" и Вы все вспомните. Затратив при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими Вашими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминание и Вашу память в дальнейшем. Легкое воспоминание. Видение информации внутренним мысленным взором.
Организация Вы видите все детали ваших дел, лучше понимаете партнеров, хорошо организуете рабочее время и другие аспекты своей деятельности.
Презентация Вы можете быстро и полноценно подготовиться к выступлению. Ваша презентация будет более полноценной и понятной для слушателей из-за использования естественных законов мышления. Вам достаточно подготовить одну карту на большое выступление, а не многостраничные шпаргалки, в которых сложно найти информацию. Объемная структура карты позволяет Вам в любой момент легко изменить направление выступления и не испытывать при этом затруднений (в отличии от линейного доклада)
Общение Использование карт и радиантное мышление позволяет легко и понятно изложить свое мнение и мыли другому человеку и понять то, что хочет сказать он. Эффективный способ привести группу к общему решению (мнению) и выяснить причины проблем в коллективе.
Планирование Организация всех деталей с начала и до конца на одном листе бумаги. Все дела взаимосвязаны и понятно, что от чего зависит. Изменение и коррекция планов происходит быстро и наилучшим способом.
Собрания - Встречи - Руководство Планирование повестки дня, обсуждаемых вопросов, дел, которые необходимо реализовать, занимающее минуты… Выполнение работы быстро и эффективно. Сотрудники понимают Ваши мысли и идеи. Универсальный язык для реализуемых проектов и заданий.
Тренинги Проведение тренингов становится более легким, эффективным и быстрым. Вы можете подготовить тренинг значительно быстрее, чем ранее. Изменить и адаптировать тренинг под конкретные нужды становится значительно легче. Более качественное отслеживание и исправление ошибок.
Мышление Хороший метод анализировать свои мысли. Ваше мышление становится более четким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются. Чем больше используется метод карт мышления, тем более эффективным становится Ваше мышление.
Переговоры Выявление проблемы, вашей позиции и всех возможностей для маневров. Быстрое реагирование на предложения оппонента. Более ясное и четкое понимание своего состояния. Возможность легко и понятно объяснить оппоненту преимущества Вашего и недостатки его предложений.
Развитие интеллектуальных способностей Новый подход к проведению мозгового штурма. Быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Вы способны с помощью карт создать за час столько идей (сотни и более), сколько не выдаст целая группа, работающая бессистемно. Легкое прослеживание взаимосвязей идей и поиск альтернативных решений. Облегчение внедрения идей в последующем. Эффективное улучшение идей для дальнейшего использования.

3.2. Творческие задания: веб-квест, кроссворд, синквейн

Проблеме активизации самостоятельной работы студентов в высшей школе всегда уделялось большое внимание. Достаточно вспомнить рекомендации Министерства образования РФ, изложенные в информационном письме «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27.11.2002 г.

Активизация творческой деятельности студентов осуществляется как через систему творческих заданий в аудиторной и внеаудиторной работе, так и путём использования интерактивных форм проведения занятий. Выполнение творческих заданий способствует практическому использованию полученных знаний.

Цель метода – творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению. Практическому использованию полученных знаний способствует выполнение творческих заданий. Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников включая преподавателя. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

· максимально служит целям и задачам обучения

Выполнение творческих заданий требуют от студента воспроизведение полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем, и требующей творческого подхода:

· подборка примеров из практики;

· подборка материала по определенной проблеме и т.п.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Само слово «творчество» определяется в толковом словаре русского языка как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей, а следовательно, творческие работы подразумевают создание новой информации собственными силами, собственным интеллектуальным напряжением, а не усвоение готовых знаний в какой бы то ни было форме.

Каждый студент в течение учебного года имеет возможность выбрать тот вариант творческой работы, который ему больше по душе. Студент обращается к преподавателю для получения задания, а по его выполнении – отчитывается.

Творческие задания специфичны для каждой кафедры. Несколько примеров заданий, которые можно применять на большинстве кафедр, представлены ниже.

Составление веб-квеста. Одним из технологий работы с интернет-источниками является веб-квест. «Quest» в переводе с английского языка — продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Веб-квестом называется специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети Интернет по указанным адресам. Они создаются для того, чтобы рационально использовать время самостоятельной работы студентов, быстро находить необходимую разнообразную информацию, использовать полученную информацию в практических целях и развития навыков критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации. Данный вид деятельности был разработан в 1995 г. в государственном университете

Гуманитарная технология веб-квеста направлена на обработку, структурирование и специальным образом формирование информации в виде веб-страницы, которая, как правило, содержит следующие части:

1. Введение, в котором задается исходная ситуация веб-квеста, ставится цель и обозначаются сроки выполнения. 2. Задание, которое соответствует степени автономности и самостоятельности студентов и может быть реально выполнено ими самостоятельно. 3. Набор ссылок на ресурсы сети Интерне


sushnost-ss-i-ee-znachenie-dlya-uprav-ya-deyat-yu-org-cii.html
sushnost-standartnih-metodov-ispitaniya-vyazhushih-veshestv-polnij-perechen-ispitanij-neobhodimih-dlya-ocenki-vyazhushego.html
    PR.RU™