Сущность интернационализации банковского дела и банковских систем

Более высокой ступенью интернационализации банковской деятель­ности являются растущие прямые иностранные инвестиции банков, позволяющие оказывать весь спектр услуг через банковские офисы в при­нимающих странах. Последнее превращает крупнейшие международно оперирующие банки в транснациональные (ТНБ), если при этом объем зарубежных активов и количество стран, в которых банк имеет свои зару­бежные подразделения, позволяет ему занять существенную нишу на ми­ровых рынках конкретных банковских услуг.

Можно указать на существенные различия транснациональных кор­пораций (ТНК) и ТНБ. Так, в деятельности первых часто прослеживается ступенчатость технологического процесса: в одних странах филиалы ТНК выполняют первичную обработку продукции, в других — следующую стадию обработки, в третьих — окончательную сборку изделий, в четвер­тых — их реализацию. Напротив, в оказании банковских услуг разорван­ность целостного процесса наблюдается редко, так как такого рода услуги требуют одномоментности действия и непосредственного контакта произ­водителя и конечного потребителя. Вместе с тем в деятельности ТНБ тоже можно обнаружить различный характер международного предпринима­тельства. Так, банки в кредитовании клиентов в одних странах могут использовать привлеченные ими средства на депозитных или фондовых рынках других стран.

Иногда проводят параллели между транснациональными корпора­циями и финансово-промышленными группами, имея в виду, что любая ТНК имеет финансовое подразделение. Такой подход не совсем верен, поскольку у большинства ТНК мира прослеживается узкая отраслевая или смежная промышленная и сервисная специализация. Не случайно в этой связи в статистических обзорах международных организаций проводят грань между финансовыми и нефинансовыми ТНК, четко разделяя финан­совый и нефинансовый бизнес.

Степень открытости национальных банковских систем и участия национальных банков в обслуживании внешнеэкономических связей и международном предпринимательстве в разных странах весьма различна. Это объясняется целым рядом факторов:

ситуацией в реальном и финансовом секторах национальной эко­номики, определяющими спрос и предложение банковских услуг в стране в том числе потребность в импорте и экспорте этих услуг-

общим состоянием внешнеэкономических связей, ролью страны в общей системе мирохозяйственных связей;

характером действующего регулирования банковской деятель­ности центральным банком страны и другими специализированными органами;



уровнем развития национального банковского дела, в частности численностью банковских институтов и разветвленностью их филиальных сетей, плотностью размещения банковских институтов по территории страны, объемом и качеством операций, квалификацией банковских спе­циалистов и использованием передовых финансовых технологий

Хотя процесс интернационализации банковских систем и между­народные стратегии банков разных стран различны, международный биз­нес в общем и целом осуществляется банковскими учреждениями по еди­ным общепризнанным правилам, направлениям, в определенных формах Можно назвать общие, характерные для международного банковского бизнеса тенденции развития. К ним относятся следующие.

Универсализация банковской деятельности. Отвечая растущим потребностям клиента, банки постепенно расширяют число предоставля­емых услуг и даже активно осваивают нетрадиционные для них виды дея­тельности (консалтинг, операции с недвижимостью, страхование и пп) Инвестиционные банки занимаются коммерческим банковским бизнесом коммерческие банки — инвестиционным. Превращение банков в финан­совые «супермаркеты» выгодно клиентам, поскольку в своем банке они получают весь набор требующихся им финансовых услуг.

Кроме того, сами банки в условиях ужесточения конкуренции снижения рентабельности традиционных видов банковских операций' а также под «давлением» быстро расширяющегося фондового рынка ищут новые источники дохода. Давление фондового рынка выражается прежде всего в повышении роли операций с долговыми ценными бумагами по сравнению с обычными банковскими кредитами. На рынках ценных бумаг финансовые ресурсы привлечь относительно легче. Иногда даже не тре­буется обеспечения таких займов, сами займы по срокам длиннее плата за кредит, как правило, ниже, чем аналогичные условия в банковском креди­товании.



Рост конкуренции. Следует помнить, что на зарубежных рынках международные банки конкурируют с большим числом других участни­ков финансовых сделок, в частности, с местными депозитными учрежде­ниями, а также с другими международными банками, которых привлек данный рынок. Отмеченное выше расширение спектра банковских услуг и операций не сокращает, а увеличивает число конкурентов на смежных рынках.

Либерализация банковских операций. Она выражается в снижении и даже отмене ряда государственных ограничений. Волна либерализации прокатилась по национальным законодательствам ведущих развитых стран в 80-х годах XX в. и до сих пор этот процесс не закончен. Его развитие связано с поиском новых элементов конкурентоспособности национальных банковских учреждений. Эта потребность стала особенно остро ощущаться с дальнейшим развитием интернационализации хозяйственной деятель­ности и возникновением мирохозяйственной глобализации, следствием чего в ведущих развитых странах были кардинально пересмотрены нацио­нальные банковские законодательства. К примеру, в 1999 г. в США был пересмотрен закон Гласса — Стиголла 1933 г., содержавший множество запретов американским банкам в отношении совмещения направлений их деятельности.

Возрастание инновационной активности банков. Появляются новые банковские продукты и технологии, банковский бизнес внедряется в гло­бальную сеть (Интернет-банкинг). Регулярно обновляются технологии карточного бизнеса банков: чиповые карты сменяют устаревшие банков­ские карты с магнитной полосой, а банкоматы по выдачи наличности до­полняются банкоматами по приему и зачислению денег на счет. Банки ищут новые, более эффективные варианты функционирования филиальных сетей, открывают специализированные офисы в супермаркетах, создают совместные офисы, действующие в интересах нескольких банков-учреди­телей. Даже вариант франчайзинга постепенно осваивается международ­ными банками1. Скажем, американский ТНБ «Ситибанк» в одном из своих последних годовых отчетов указал на рост клиентской базы в Брюсселе на 26% благодаря именно франчайзинговой схеме своего прихода на бель­гийский рынок.

Эти и другие названные выше тенденции имеют некоторые контр­тенденции. Так, до сих пор существует немало банков, которые рассматри­вают диверсификацию направлений своего бизнеса как неоправданное «распыление» ресурсов. Рост конкуренции на мировых рынках финансо­вых услуг сопровождается таким масштабным процессом международных слияний и поглощений банков, что в ряде случаев ведет к снижению кон­куренции и даже монополизации рынков банковских услуг. Либерализа­ция национальных банковских законодательств нередко происходит одно­сторонне — в отношении международной деятельности национальных банков, но при этом ужесточаются требования и контроль за деятельно­стью иностранных на своей территории.

По целям и содержанию процесс интернационализации банковского дела необходимо рассматривать, имея в виду двойственную природу бан­ковской деятельности: банк как посредник в деятельности своих клиентов и банк как субъект предпринимательства, размещающий капитал за рубе­жом в своих собственных интересах. Изначально выход национальных банков за рубеж был вызван интернационализацией промышленного и торгового капитала, или, иными словами, банки следовали в зарубежные страны за своими клиентами. К примеру, географическое размещение фили­альной сети голландского банка «ABN AMRO» не случайно совпадает с географией зарубежных производственных, сбытовых, сборочных пред­приятий его главного клиента у себя на родине — концерна «Philips». Инте­ресы своих клиентов, их потребности в расчетно-кредитной поддержке в зарубежных странах явились основными факторами широкомасштабного процесса интернационализации банковского бизнеса развитых стран в 60— 70-х годах XX столетия.

Вместе с тем не следует забывать и о собственных интересах банков в ходе их географической экспансии. Часто более дешевые источники финан­сирования самих банков в принимающих странах, высокая доходность по отдельным операциям, вывод в зарубежную страну морально устаревшего в своей стране банковского продукта, динамичность экономического раз­вития отдельных стран и регионов, привлекательность мировых финансо­вых центров,— все это следует считать дополнительными факторами, спо­собствующими интернационализации банковского капитала и банковских операций.

Эти факторы привели к глобальной активности крупнейших банков мира, представленных в табл. 25.1. Основными показателями, которые используются в составлении рейтингов и свидетельствуют о величине таких банков, являются размер собственного капитала', объем активов, размер прибыли до или после уплаты налогов.

Наиболее авторитетными в международных банковских кругах являются рейтинги, регулярно составляемые периодическими изданиями «The Banken>, «Euromoney», «Banker's Almanac» и др. В последние годы первую строчку в таких рейтингах неуклонно занимает американский «Citigroup», лидируя практически по всем показателям. Даже по величине активов эта финансовая группа в 2003 г. вышла на первое место. В офисах этой группы по всему миру занято около 300 тыс. человек, на каждого из которых приходится более 77 тыс. дол. годовой прибыли. Помимо непо­средственно банковского подразделения «Citibank» с активами более 700 млрд дол. в группу входят брокерская фирма «Salomon Smith Barney», страховая компания «Travelers Group», взаимный фонд «Primerica Financial» и другие компании, что позволяет этому транснациональному банку про­фессионально и высокоэффективно заниматься практически любым видом финансового бизнеса.

Основная конкурентная борьба на мировом рынке банковских услуг, как явствует из приведенной выше таблицы и подтверждается многочислен­ными исследованиями, разворачивается между американскими, западно­европейскими и японскими банками. Соотношение сил в последние пол­тора-два десятилетия складывается явно не в пользу японцев, хотя до этого их лидерство было бесспорно: шесть-семь банков из первой десятки круп­нейших ТНБ регулярно представляли страну «восходящего солнца».

Глубокий финансовый кризис, начавшийся в этой стране в конце 80-х годов, привел к росту проблемных долгов до размера 500 млрд дол. (только по официальной статистике), появлению убытков в их финансовой отчет­ности и вытеснению их американскими банками. Даже образование три года назад крупнейшей в мире по активам финансовой группы «Mizuho» (1,25 трлн дол.) на основе слияния трех крупнейших японских банков «Dai-Ichi Kangyo Bank», «Industrial Bank of Japan» и «Fuji Bank» кардинально ситуацию на мировом рынке банковских услуг не изменило, поскольку не размер активов, а их качество лежит в основе конкурентоспособности бан­ковских учреждений. По этому показателю равных американским банкам нет: рентабельность их активов и капитала, а также размер прибыли на 1 акцию в среднем в 1,5—2 раза превышает аналогичные показатели западноевропейских и японских банков.

Этот же факт подтверждают более высокие рейтинги американских и британских банков в международных рейтинговых агентствах «Moody's», «S&P», «Fitch» и пр.

На рисунке 25.1 обращают на себя внимание не только в целом более высокие оценки эффективности банков США и Великобритании в рей­тинговом анализе «Moody's», но и невысокий разброс относительно сред­него значения по стране. Скажем, в сравнении с голландскими банками, у которых различия в стратегиях международного бизнеса приводят к боль­шим различиям в показателях эффективности и доверия к ним со стороны потребителей.


sushnost-predmet-zadachi-principi-analiza-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya.html
sushnost-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html
    PR.RU™