Сущность и значение антимонопольной политики

Антимонопольная политика выступает целенаправленной деятельностью государственных органов управления, противодействующей неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленной на формирование и поддержание честной конкуренции.

Антимонопольное регулирование в состоянии обеспечить соблюдениеутвержденных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителей и производителей, осуществляется через комплекс экономических, административных и законодательных мероприятий. Цели и направления по антимонопольному регулированию общие во всех государствах мира и заключаются в:

- обеспечении и сохранении конкуренции;

- контроле над хозяйствующими субъектами-монополи­стами;

- контроле за процессом концентрации капитала (слия­ние, поглощение и т.д.);

- защите интересов потребителей;

- защите и поддержании малого и среднего бизнеса.

Меры антимонопольного регулированияисходя их сложившейся на рынке ситуации делят на чрезвычайные или повседневные, запретительные или ограничительные, поощрительныеи прочие. Главные меры антимонопольного регулирования заключаются в:

1. Изучении рынка, а именно определении индекса Герфинделя, который демонстрирует концентрацию рынка и уровень власти над ценой. Оценивается доля предприятия на рынке (доля в общих объемах продаж), определяется число фирм в отрасли; показатель компании возводят в квадрат и все данные суммируют. Если общий показатель меньше 20%, значит монополия не имеет места. Для России данный показатель, как правило, меньше 36%. Если индекс Герфинделя больше 60% - есть монополия;

2. Дифференцированном подходе, когда оставляют только то, что выгодно, т.е. естественные монополии;

3. Жестком контроле за процессами слияния методами административного контроля цены и качества;

4. Сочетании антимонопольной политики правовых норм и организационных механизмов через комитеты приватизации и антимонопольные комиссии;

5. Демонополизации и либерализации цен;

6. Развитии и укреплении рыночной структуры, противостоящей монополиям: снижении таможенных пошлин, поддержке малых предприятий, упрощении лицензирования;

7. Разгосударствлении – денационализации, приватизации, снижении бюджетных дотаций, отмене льгот;

8. Принятии специальных законов об ограничении монополистической деятельности на товарных ранках[6].

Главная цель антимонопольной политики, как правило, борьба не с монополиейкак таковой, а с попыткой монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с незаконными действиями, которые приводят к неразумному поведению на рынках и ослаблению конкуренции.



Антимонопольное регулирование в разных странах име­ет свои отличия, что связывают с особенностями в разви­тии и функционировании национальных экономик. Например, в странах Европейского Союза и США целям и задачам антимонопольной политики отводят едва не самое центральное место. Как подчеркнул известный американский исследователь Роберт Борк: «определение целей и задач антимонопольного регулирования - дело первостепенной важности, поскольку все остальное следует из ответа, который мы дадим на данный вопрос». Антимонопольное регулирование осуществляют почти во всех странах, основываясь или на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), или на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские государства), или на соответствующих нормативно-правовых актах, утвержденных крупными международными интеграционными соглашениями.[7]

Итак, главный инструмент антимонопольного регулирования - антимонопольное законодательство. Оно является одной из форм прямого вмешательства страны в рыночные отношения. Впервые принятое в конце XX в. в Канаде и США данное законодательство установило правила, относящиеся как к организации капитала, так и к содержанию заключаемых договоров.

Антимонопольная политика в развитых странах является гибкой системой непрерывно действующих, гибко перестраиваемых мер и санкций, которые носят запретительный, ограничительный и поощрительный характер. Законодательством предусматривается, что ни одна компания не может контролировать более 40-50% объемов производимой продукции. Поэтому внедрены ограничения масштабов производства, сбыта и технологического развития.



Причины принятия законов, которые регулируют предпринимательскую деятельность и способствуют развитию конкуренции, заключаются в:

а) необходимости защиты компаний от незаконных действий друг друга (недобросовестная конкуренция) и предотвращении их проявлений;

б) потребности в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;

в) необходимости защиты интересов общества от некоторых компаний[8].

Таким образом, можно сделать вывод, что политика антимонопольного регулирования разных стран основывается на законодательстве о конкуренции и антимонопольном законодательстве, содействующих развитию рыночных структур в рамках государств и ограничению монопольной власти.



sushnost-organizacii-proizvodstva.html
sushnost-osnovnih-metodov-obucheniya-rasskaz-obyasnenie-beseda-lekciya-uchebnaya-diskussiya-i-t-d.html
    PR.RU™