Сущность и виды финансового контроля

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового закона и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования. [14] Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает. Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов, установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы. [25, с. 6] В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

1. Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

2) Негосударственный финансовый контроль:

- внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и не корпоративного финансового контроля;

- аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

- гражданский финансовый контроль;

- общественный финансовый контроль;



- правовой финансовый контроль;

- страховой финансовый контроль, и другие виды.

Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется

следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-

счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением

Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля

(ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства

(ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по

налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ,

Федеральной службой налоговой полиции РФ и государственными

внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом

социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными

фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за

деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций

руководителями соответствующих образований и специально созданными в

данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые

подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства,

комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например,

финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД

республик в составе РФ, ГУВД и других подразделений непосредственно и

через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России

создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-

ревизионной службой в системе Министерства внутренних дел России

осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД

России).

Основными задачами данного контроля являются:

- выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных

ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;



- разработка предложений по устранению условий и причин, их

порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами

причиненного ущерба и др.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую

деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению

независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой)

отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и

других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а

также оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью аудиторской

деятельности является установление достоверности бухгалтерской

(финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия

совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным

актам РФ.


sushnost-kontrolya-i-ego-mesto-v-uchebnom-processe.html
sushnost-korrekcionno-pedagogicheskoj-deyatelnosti-s-detmi-i-podrostkami.html
    PR.RU™