Сущность и структура педагогического общения.

Коммуникативная компетентность педагога. Эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. Словесные и бессловесные действия учителя как элементы педагогической техники. Принципы фасилитативного общения. Составляющие конструктивного взаимодействия. Техника педагогической поддержки. Педагогическая конфликтология.

Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентностьозначает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

Компоненты компетентности:
а) готовность к проявлению компетентности (т.е. готовность к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека – это мотивационный аспект);
б) владение знанием содержания компетентности (т.е. знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций - это когнитивный аспект);
в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. опыт реализации знаний, умений - это поведенческий аспект);
г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, его личностная значимость)
д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности(т.е. эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать проявления компетентности.

Педагогическая техника предполагает совокупность двух групп умений:

а) первая группа связана с управлением своим поведением -- мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией;

б) вторая, группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением).

Фасилитация - стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть таковой, который не выходит за рамки

самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией



В ряде исследований даются психолого-педагогические основания для специального выделения таких видов взаимодействия, как: деструктивный (авторитарно – разрушительный), рестриктивный (сохраняющий), реструктивный (поддерживающий) и конструктивный (развивающий) виды взаимодействия конструктивному взаимодействию – это интегративное качество, выражающее личностное отношение и деятельность: педагогически ориентированные ценности и мотивы; знания о человеке, социуме, сущности конструктивного взаимодействия; комплекс организационно-коммуникативных умений и эмоционально-волевой настрой на продуктивное диалогическое общение в учебно-познавательной деятельности

Педагогическая поддержка - это та деятельность, которая “располагается” в объективно существующей антиномии между образовательной логикой педагогической деятельности, как деятельности приобщения, формирования ребенка средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности конкретного ребенка. На данную антиномию собственно и указал О.С. Газман, разведя и противопоставив логику социализации и логику индивидуализации. Логика социализации - логика модальности, долженствования, которую взрослый (педагог, родитель и т.д.) предъявляет ребенку.

Определяя место педагогической поддержки “между” воспитанием и обучением (социализирующими процессами) и процессами становления отношений ребенка к фактам собственной жизнедеятельности (индивидуализация) можно полагать, что:



1) педагогическая поддержка направлена на то, чтобы выйти на проблемы ребенка как точки его отчуждения от тех педагогических воздействий, которые направлены на него из целей обучения и воспитания;

2) помочь ребенку преобразовать эти точки в образовательную ситуацию, т.е. ситуацию, которая даст ему опыт действия в проблеме;

3) увидеть собственный смысл во взаимодействии со взрослым;

4) простроить свою линию поведения, которая признается ребенком как значимая и необходимая для него.

Пед. Конфликтология – теоретико – прикладное направление,основной задачей котороя является изучение природы и причин пед.конфликтов,разработка методов их практического регулирования и решения.


sushnost-i-znachenie-reform-petra-i.html
sushnost-i-znachenie-tovarnogo-znaka.html
    PR.RU™