Сущность и специфика педагогической деятельности

Понятия «учитель» и «педагог», обозначающие лиц, занимаю­щихся педагогической деятельностью, часто употребляют как си­нонимы, хотя спектр значений второго из них значительно шире. Учителем обычно называют педагога общеобразовательной шко­лы, преподающего один или несколько учебных предметов. Педа­гог — общий термин, употребляемый для обозначения лиц, зани­мающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагогов подразделяют на два вида: а) профессионалы, т. е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обуча­ющие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, науч­ных школ и т.д., чьи знания и опыт становятся достоянием дру­гих[3].

Можно ли называть педагогической деятельность человека, который обучает и воспитывает других, не занимаясь ею профе­ссионально? Очевидно да, поскольку потребность быть учителем, воспитателем может возникнуть у любого взрослого человека на определенной стадии его личностного и профессионального раз­вития.

Перефразируя известное библейское изречение, можно утверж­дать: «Есть время собирать зерна мудрости и есть время разбра­сывать. Есть время копить и есть время отдавать. Есть время уче­ничества и есть время учительства». Недаром смысл, который мы вкладываем в понятие «учитель» значительно шире, чем обозна­чение человека, занимающегося педагогической деятельностью профессионально. Учителем для каждого из нас может стать лю­бой человек, взаимодействие с которым оставило глубокий след в нашей душе, жизни, научило нас чему-либо, побудило к из­менению и личностному росту. Однако педагогическая деятель­ность не всегда присутствует там, где возникает взаимодействие между двумя людьми, ведущее к изменению и развитию одного из них, так как зачастую такое взаимодействие происходит сти­хийно в ходе общения и другой деятельности, и осознается лишь тем, на кого оно было направлено, да и то с течением времени. Мудрое высказывание: «Учитель приходит к тому, кто готов к ученичеству».

Педагогическая деятельность основывается на целенаправлен­ном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучаю­щегося и воспитывающегося. Если родители, мастер на производ­стве, любой другой специалист ставят перед собой определенные цели и организуют процесс педагогического взаимодействия, — их деятельность вполне можно назвать педагогической.



Для обозначения вида профессиональной деятельности, основ­ным содержанием которой является воспитание, обучение, обра­зование и развитие учащихся и воспитанников, существует более точное определение — профессионально-педагогическая деятель­ность. Под понятием «педагогическая деятельность» мы в дальней­шем будем иметь в виду именно данный вид деятельности.

Для того чтобы понять природу и специфику педагогической деятельности, выделить ее особенности, попробуем сравнить ее с любой другой, например производственной. Деятельность — спе­цифически человеческая форма активности, направленная на преоб­разование человеком окружающего мира и самого себя. В зависимо­сти от направленности деятельности на производство материальных или духовных ценностей выделяют два ее вида: материальную и духовную. Различия данных видов деятельности проявляются и в их структуре. Если деятельность рассматривать не как процесс, а как некую субстанцию, то в каждой деятельности можно выде­лить общие структурные компоненты: субъект, объект (предмет), средства, продукт (результат).

Отличие педагогической деятельности от любой производствен­ной заключается в ее духовном характере, что определяет своеоб­разие всех ее компонентов (табл. 1).

В центре любой деятельности «субъект» — тот, кто совершает эту деятельность, и «объект» — то, на что эта деятельность на­правлена, а также «продукт» как трансформированный, изменен­ный объект (предмет) деятельности. Специфика педагогической деятельности связана прежде всего с особенностями «объекта» и «продукта» данной деятельности.

В отличие от любой другой деятельности «объект» педагоги­ческой весьма условно может быть назван таковым, так как это процесс формирования и развития личности, практически не поддающейся «обработке», изменениям без опоры на ее инди­видуальность, особенности, без включения механизмов само­развития, самоизменения, самообразования.

Таблица 1


sushnost-i-zadachi-srednih-velichin.html
sushnost-i-zadachi-upravleniya-kapitalom.html
    PR.RU™