Сущность и отличительные черты политической культуры

· Понятие политической культуры

Многое из того, что мы сегодня от­носим к проблематике политической культуры, содержалось еще в Священ­ном Писании и описывалось мыслителями древности (Конфуций, Платон, Аристотель).

Однако специальный термин «политичес­кая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецко­го философа-просветителя Иоганна Гердера.

Теория же, предпо­лагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее — только в конце 50 — начале 60-х гг. XX столетия в русле западной политологической традиции.

Американский теоретикГ. Алмонд,исследуя политическую систему, наряду с традиционным — институциональным характе­ром ее изучения (предполагавшим изучение институтов и их функ­ций, норм и механизмов формирования государственной поли­тики) выделил также и ориентационный (выделявший в качестве основного объекта анализа особые отношения населения к разно­образным политическим объектам).

Он представлял со­бой характеристику особого класса политических явлений — по­литическую культуру, соединявшую институциональный и реаль­ный уровни функционирования политической системы.

Первоначально эта теория в значительной степени была спроецирована на изучение американской политики, впос­ледствии соотечественники Г.Алмонда — С. Верба, Л. Пай, В.Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец Инглхарт и другие развили учение о политической культуре, превратив еев универсальную теорию, описывающую ценностную мотивацию, верования, идеи и убеждения людей.

И сегодня понятие «политической культуры» стало обобщенной характеристикой всего субъективного контекста политики, отображая то, «как люди воспринимают политику, и как они интерпретируют то, что видят».

На сегодняшний день в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры.

Так, одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Дивайн, Ю. Краснов и др.). Политическая культура понимается как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом поведенческие формы своего существования.

Другие видят в политической культуре проявление нормативных образований (С. Байт)или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). Политическая культура понимается как регулятор политического поведения.



Еще одна — третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум). Поли­тическая культура интерпретируется как постоянно реализуемая на практике внутренняя программа жизнедеятельности человека, совокупность «духовных кодов» его политического поведения.

Однако, несмотря на определенные различия можно увидеть, что общепризнанным стало то, что центральная роль в политической культуре принадлежит ценностным ориентациям.

Это руководящие принципы его политической деятельности, не только, связывающие отдельные поступки человека, но в известной степени и программирующие его активность в мире политики.

Эти внутренние представленияглубокие структуры» сознанияМерельман), задают смысловые значения тем или иным политическим объектам, определяют восприятие человеком политической действительности, задают основные рамки внутреннего оправда­ния им своего поведения и мышления в политике, обусловлива­ют присущие ему стереотипы и способы мотивации, адаптации к действительности.

Эти ориентационно-ценностные суждения и оценки позволя­ют человеку также осознать свою идентичность.

Являясь результатом пер­сонального освоения человеком мира политики, политические ценности в то же время неминуемо испытывают и влияние со стороны общества.

Это происходит за счет усвоения человеком норм политической системы, которые несут в себе не только актуальные требования к его поведению, но и передают позитивный опыт прошлого, представленный в традициях, обы­чаях, стандартах и стереотипах деятельности.

Это особенно ярко проявляется через оперирование человеком различными символами, закрепляющими образы и смыслы, знаменующими для него его происхождение, принад­лежность к тому или иному обществу. Например, сохра­няя приверженность к таким символам, как флаг, гимн или герб определенного государства, человек и сам воспри­нимает себя как представителя той или иной страны, испытывая уважение и гордость за ее деяния.



Политическая культура представляет собой форму освоенного человеком того позитивного наследия, которое оставлено ему предшествующими поколениями.

Даже в самых тиранических режимах обращение к традициям и усвоение про­шлого опыта на уровне ценностной ориентации может происхо­дить только на основе его свободного присоединения к тем или иным формам мышления и поведения предшествующих поколе­ний.

Даже диктаторские режимы могут контролировать только поведение, но не мышление людей. Потому у политической куль­туры не существует никаких механизмов контроля, кроме огра­ничений человеческого сознания.

Политическую культуру невозможно изменить, даже насильственно заставляя человека на протяжении длительного времени предпринимать какие-то действия, не сопряженные с его внутренним выбором.

Однако самим этим выбором с помощью современных средств и методов влияния на массовое сознание и, прежде всего, СМИ в значительной степени можно управлять.

Одним из важнейших положений теории политической культурыявляется представление о том, что ПК являетсясоставной частью общенациональной культуры, сложившейся в той или иной стране.

Поэтому понятие политической культуры неизменно содержит в себе смыслы и ценности, производные от «культуры». В этом смысле политическая культура понимается как содержащиеся в культуре определенной страны явления, относящиеся к миру политики и на которые влияют характерные для этого сообщества общецивилизационные компоненты жизни: религия, национальный менталитет, достигнутый уровень науки и техники, образование, психический настрой, тип отношений с природой.

Выражая «генетический код» народа, его дух в символах и атрибутах государственности (флаге, гербе, гимне), политическая культура по-своему интегрирует общество, обеспечивает его стабильность.

Итак, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплошающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.

Политическая культура обладает общегуманисти­ческим содержанием. С этой точки зрения фашистские, расистские или шовинистические движения, практики геноцида и тер­роризма, охлократия и тоталитарный диктат властей не способны поддерживать и расширять культурное пространство в политичес­кой жизни любого общества и потому не могут относиться к фор­мам политической культуры.

В то же время многие авторы счита­ют, что политическая культура включает любые влияющие на политику ценности, символы и образцы поведения, в том числе антигуманные.

Политическая культура содержит разнообразные субкультуры, т.е. локальные, относительно самостоятельные группы ценностей, норм, стереотипов и приемов политического общения и поведе­ния, поддерживаемых отдельными группами населения.


sushnost-i-ponyatie-effektivnosti-upravleniya.html
sushnost-i-ponyatie-politicheskoj-kulturi.html
    PR.RU™